пятница, 22 июля 2011 г.

Кейв Джонсон о лимонах

Полный заголовок этого, простите, слива: «Продолжать делать лимонад или перестать прогибаться под изменчивый мир?»

Именно этот философский вопрос сейчас беспокоит меня, пока в группе Битвы Френдов все спорят о еде, бухле и развлечениях.

Послушаем Кейва Джонсона:

When life gives you lemons, don't make lemonade. Make life take the lemons back! Get mad! I don't want your damn lemons, what am I supposed to do with these? Demand to see life's manager! Make life rue the day it thought it could give Cave Johnson lemons! Do you know who I am? I'm the man who's gonna burn your house down! With the lemons! I'm gonna get my engineers to invent a combustible lemon that burns your house down!
Cave Johnson, вымышленный основатель и исполнительный директор Aperture Science, вселенная Half-Life (годы жизни: 1943 – конец 1980-х)
То же, но по русски:
Если жизнь одаривает вас лимонами — не стоит делать лимонад. Надо заставить жизнь забрать их обратно! Разозлиться! «Мне не нужны твои проклятые лимоны! Что мне с ними делать?» Надо требовать встречи с менеджером, отвечающим за жизнь! Нужно заставить жизнь пожалеть о том дне, когда она решила одарить Кейва Джонсона лимонами! Ты (жизнь) хоть знаешь, кто я? Я тот, кто сожжет твой дом! Лимонами! Я заставлю своих инженеров изобрести зажигательный лимон, чтобы спалить твой дом дотла!
Вот так. А вообще, я вас дважды обманул только что: лучше это не читать, а пойти сразу перепройти эту сцену (по ссылке спойлеры!) из Portal 2 (последняя тестовая камера из "нижнего мира"). И послушать вживую на английском. Когда я проходил её впервые, была такая же поздняя ночь, как сейчас. Я чувствовал близость развязки, рвался вперед и не вдумывался в услышанное. Сна, как и сейчас, не было ни в одном глазу. Ну а потом, намного позже, проходя игру по второму разу в поисках пасхалок и достижений, я понял кое-что по интонациям. Что секрет, открывшийся после этой речи, очень важен для сюжета. Нарочно не пишу, какой именно. Хотя, вам же наверняка плевать на сценарии всяких шутеров, это только для меня вселенная Half-Life интереснее фильмов о Гарри Поттере. [UPD 2011-07-26: Последний фильм про Гарри Поттера всё-таки слишком мощен, соглашусь поставить их на один уровень]

Ну ладно, вернемся к речи. Второе, что я понял: эта речь - не просто плод маразма умирающего старикана, а имеет философский подтекст.

Для русского уха это неочевидно. Мы не знаем буржуйскую поговорку «Если жизнь одаривает тебя лимонами — делай из них лимонад». Здесь речь об этаком пассивном оптимизме: лавируй по обстоятельствам жизни, и все само будет хорошо. American way of life. Так всегда считал я. Так всю жизнь думал Кейв Джонсон, пока в конце не передумал.

Но он не превратился из оптимиста в унылого пессимиста. Он не опустил руки. Он, наоборот, разозлился. Из пассивного оптимиста он стал оптимистом агрессивным. Хватит извлекать выгоду из минутных обстоятельств! Пора создать свои прочные, вечные обстоятельства, и полагаться потом только на них!

Выгода уже не гарантирована. Зато есть шанс создать что-то прекрасное. Или ужасное. Или и то, и другое одновременно, как и вышло у Кейва.

Но хватит фантастики. Кем быть мне? Оставаться пассивным оптимистом, очень добрым и мягким, как сибирский валенок? (Так говорил про свою душу мой тёзка Иван Александрович, препод-по-деревообработке-золотые-руки из Енисейска). Или вместе с Кейвом разозлиться и пойти кидаться лимонами?

Ответ очевиден — фигушки. Хватит выбирать себе кумира и подражать ему во всем. У меня свой путь, но он точно лежит где-то посередине между этими двумя. Они как маячки на взлетной полосе: мне не с ними, но вдоль них, какое-то время. А потом - прощайте.

2 комментария:

  1. http://grooveshark.com/s/+/2uaQGp?src=5

    ОтветитьУдалить
  2. В точку! Я-то ссылался на эту песню, но твоя подходит чуть ли не дословно! Причём я определённо слышал её тоже, но гораздо меньше, возможно, однажды только.

    ОтветитьУдалить